среда, 25 июля 2012 г.

Новости REGNUM 26.07.2012, четверг

--------------------------------------
* Балканы
--------------------------------------

Дмитрий Семушин: Не удостоившись европейской "солидарности", Венгрия
возвращается к МВФ /01:28/
http://www.regnum.ru/news/1555241.html

ИА REGNUM, 26 июля: "Если МВФ вернется, я уйду", - заявил в ноябре 2011 года
венгерский премьер-министр Виктор Орбан. Но вот МВФ вернулся. 17 июля 2012
года в Будапеште начались и сейчас идут переговоры этой организации с
венгерским правительством, а премьер-министр Виктор Орбан и творец новой
экономической политики Fidesz министр экономики Дьёрдь Матолчи по-прежнему
остаются на своих местах. Как долго в этой стране будет продолжаться
безответственная политика? Впрочем, достижением для Венгрии является уже то,
что безответственная риторика венгерских руководителей в адрес ЕС
прекращена.

Венгрия была первой страной, которая в начале кризиса 2008 года обратилась к
МВФ. Тогда она получила кредит в размере 10,5 млрд. специальных прав
заимствования МВФ ($15,7 млрд.) Антикризисная политика правительства
социалиста Гордона Байнаи создала впечатление, что дела в стране
налаживаются. И в июле 2010 года пришедшее к власти право-центристское
правительство Орбана приняло решение - очередной транш из полученного
кредита не брать, переговоры с МВФ о новом займе дальше не продолжать. Был
провозглашен курс на "самофинансирование". Он был обеспечен в 2011 году
средствами из конфискованных пенсионных фондов, "антикризисными налогами" на
банки, транснациональные торговые сети и телекоммуникационные компании.
Дополнительно весной 2011 года венгерским правительством была принята новая
программа экономии бюджетных средств, получившая название "план Селл
Кальман". И Венгрия в этих обстоятельствах, как представляется, смогла бы
справиться с ситуацией, если бы в 2011 году ее экономика дала прирост ВВП.
Но в ноябре прошлого года стало ясно, что экономика стагнирует,
значительного прироста нет. Вместо 2% венгры смогли достигнуть только 1,7%.
Проблема сбалансированного бюджета за счет средств собственной экономики в
Венгрии решена не была. Возникла потребность в резервном фонде, который бы
стал использоваться для ликвидации возникших диспропорций в экстренном
порядке. Срочно занять денег в Китае, Саудовской Аравии, Сингапуре и Лондоне
у венгерского правительства осенью 2011 года не получилось. Международные
рейтинговые агентства присвоили венгерским ценным бумагам бросовый индекс. В
январе 2011 года стоимость рисков 10-ти летних государственных обязательств
составила "мусорные" 10%. Сейчас после объявления о начале переговоров с МВФ
они снизились до 7,32%, что все же является неприемлемым уровнем для
заимствования. Рынки размещения долгосрочных государственных облигаций
закрылись перед Будапештом. В этих условиях венгерское правительство
вынуждено прибегать к реализации краткосрочных обязательств, что увеличивает
расходы по обслуживанию долга. Нестабильность венгерской валюты в сторону ее
обесценивания автоматически стала увеличивать национальный долг. С осени
2011 года венгерская валюта форинт находилась в крайне нестабильном
положении. Во второй половине прошлого года форинт потерял в цене
относительно евро 15%, а с начала этого года - 9%. Проблему здесь составляют
колебания стоимости венгерской валюты относительно евро в короткие
промежутки времени, связанные с тревожными ожиданиями на бирже. К колебаниям
стоимости венгерской валюты финансовую неустойчивость в условиях нынешнего
кризиса добавляют ошибки в расчетах будущего роста ВВП. Бюджет составляется
на основе завышенных прогнозов. Потом во второй половине года его приходится
корректировать, изыскивая дополнительные источники доходов для покрытия
возникших диспропорций.

Нервозности на рынке Венгрии добавляют рейтинговые агентства. Любое
ухудшение рейтинга ведет к повышению процентных платежей по займам. И,
наоборот, как выяснилось недавно, снижение на 100 базовых пунктов дает
экономию в платежах по процентам в 50 млрд. форинтов (€175 млн.). Венгерская
оппозиция - Венгерская социалистическая партия (MSZP) и вышедшая из нее
партия Демократическая коалиция (DK) в связи с переговорами с МВФ сейчас
критикуют Орбана за то, что переговоры не были начаты раньше. В качестве
аргумента они указывают на опубликованные Венгерским национальным банком
расчеты, которые подтверждают, что семь месяцев проволочки стоили Венгрии
дополнительно 75-100 млрд. форинтов выплат кредиторам. Впрочем, MNB сейчас
играет против правительства. В сложившихся условиях формально независимый от
правительства Венгерский национальный банк явно саботирует меры по регуляции
экономической ситуацию в стране. Уже седьмой месяц с 21 декабря 2011 года
MNB держит учетную ставку на одном высоком для ЕС уровне в 7%, никак не
реагируя на происходящее. Очевидно, что будущее возможное снижение учетной
ставки в Венгрии и будет означать достижение соглашения с МВФ о кредите для
этой страны. О том, что дело с финансами Венгрии обстоит неблагополучно,
свидетельствует в настоящее время самый высокий уровень инфляции в ЕС -
5,6%.

Напомним, что на момент обращения за помощью к МВФ текущий консолидированный
национальный долг Венгрии составил 82% от ВВП или 22,929 млрд. форинтов
(€75,4 млрд.).

17 ноября 2011 года кризис разрешился. Венгерское правительство выкинуло
белый флаг. Страх неизбежного финансового дефолта и заставил венгерское
правительство заговорить о начале переговоров с МВФ.

В этих обстоятельствах венгерское правительство и лично премьер министр
пытались сохранить лицо. Было заявлено, что переговоры с МВФ будут вестись
об установлении "нового типа отношений" с Венгрией. Виктор Орбан сказал, что
заем от МВФ необходим для финансовой стабильности, которая нужна для
осуществления экономической политики роста в Венгрии. Сейчас перед началом
переговоров с МВФ венгерский представитель на них министр без портфеля Михай
Варга заявил, что Венгрия не нуждается в кредите МВФ, но она хочет
гарантировать себя в складывающейся ситуации с европейской экономикой. Варга
высказался в том смысле, что для Венгрии была бы достаточна сумма в €5-6
млрд. для экстренного финансирования возникших проблем. "Если будет рыночный
источник, тогда не нужен новый кредит. Если не будет - в этом случае нужно
использовать кредит", - сказал он.

Первоначально речь шла об относительно небольшой сумме в €4 млрд. Лишь
позднее речь зашла о 15 и даже €20 млрд. После этого начался долгий путь к
текущим переговорам, продолжавшийся 7 месяцев. Начало переговоров было
обусловлено политическими условиями к венгерскому правительству, главным из
которых был отказ от посягательств на контроль за центральным банком страны
- Венгерским национальным банком (MNB). По сведениям открытых источников,
примерно с марта 2011 года резервы MNB перестали расти, что косвенно
свидетельствует о том, что венгерскому правительству удалось добраться до
его кладовых. 24 апреля 2012 года Европейская комиссия сняла свои возражения
против начала переговоров Венгрии с МВФ. Переговоры с МВФ начались, но
только после того, как венгерский парламент внес 6 июля этого года требуемые
от него изменения в закон о центральном банке.

17 июля 2012 года в Будапеште начались переговоры правительства Венгрии с
Международным валютным фондом и Еврокомиссией о предоставлении Венгрии
кредита объемом €15 млрд. Этот первый ознакомительный для МВФ тур
переговоров продлится до 25 июля. Переговоры обещают быть трудными.
Делегацию МВФ возглавляют Танос Арванитис и Ирина Иващенко - глава
представительства этой организации в Венгрии. На переговорах присутствует
представитель ЕС Барбара Кауффманн. Венгерскую делегацию возглавляет министр
без портфеля Михай Варга. Означенный правительственный пост был специально
создан для главы венгерской делегации.

Мнение экспертов относительно возможности соглашения Венгрии с МВФ/ЕС
разделились. Сам глава венгерской делегации Михай Варга назвал конец октября
временем подписания соглашения. Из 12 экспертов агентства Bloomberg на
прошлой неделе четверо считают, что достижение Венгрии соглашения с МВФ
будет достигнуто уже в октябре, шесть указывают на конец года, а еще двое в
расчет принимают более поздний срок - 2013 год. Михай Варга, с этой точки
зрения, таким образом, является оптимистом.

До сих пор неясно, каковы будут требования МВФ к Венгрии в
социально-экономической области. Венгерские власти уже высказали пожелание,
чтобы договор с МВФ не имел секретной части. Венгерское правительство
намерено твердо отстаивать единую шкалу подоходного налога, введенного в
рамках новой экономической политики Fidesz в 2011 году. Орбан принципиально
выступает против возвращения к пропорциональному налоговому обложению.
Больше всего венгры опасаются требования введения налога на недвижимость,
что существенно для населения, проживающего в большей своей части в
собственных домах. Выступающая против соглашения с МВФ венгерская
националистическая партия Jobbik сейчас драматизирует ситуацию именно по
этому направлению. Однако глава венгерской делегации на переговорах с МВФ/ЕС
Варга заранее предупредил, что налог на недвижимость неприемлем.

Как следует из заявлений, венгерское правительство согласно и дальше
повышать налоги на потребление, в частности, НДС, который и так является
самым высоким в ЕС - 27%. Очевидную проблему на переговорах может создать
венгерский налог на банковские транзакции, который был распространен на
Венгерский национальный банк (MNB). Он означает нагрузку на банк в 110-120
млрд. форинтов. Однако венгерские экономисты уже указали на то, что вопрос
не является принципиальным, поскольку означенная сумма составляет 2% бюджета
и может быть заменена доходами из других источников. Во время недельных
переговоров делегация МВФ, сопровождаемая представителем ЕС, запланировала
около 50 встреч с представителями различных учреждений и институтов, включая
MNB, мэрию Будапешта и коммерческие банки. Так, 19 июля переговоры с МВФ
состоялись в мэрии Будапешта с мэром города Иштваном Тарлошом. Одной из
проблем остается убыточность системы общественного транспорта венгерской
столицы, объединенной в крупную государственную компанию Венгрии - BKV. BKV
требует постоянных дотаций. При этом возраст поездов будапештского
метрополитена советского производства составляет уже 40 лет, а автобусов -
25. Очевидно, что компания нуждается в технической модернизации, на что у
государства средств нет. Неудовлетворительно обстоит и доходность в другой
крупнейшей венгерской государственной компании железных дорог - MAV.

В переговорах Венгрии с МВФ настораживает сейчас другое. Аналитики Goldman
Sachs из Лондона по-прежнему считают, что без кредитной программы МВФ,
одобренной ЕС, Венгрия не сможет обслуживать свой долг в иностранной валюте
уже в 2013 году, самое позднее в 2014 году. В связи с этим было высказано
предположение, что кредит МВФ имеет политическую подоплеку для нынешнего
венгерского премьер-министра и лидера партии Fidesz Виктора Орбана. Он якобы
не хочет рисковать кризисом платежного баланса Венгрии перед парламентскими
выборами 2014 года. Т. е. кредит нужен Орбану, чтобы и дальше оставаться у
власти в Венгрии. Лондонский экономист Юрий Крент из IdeaGlobal указал, что
в вопросе получения кредита венгерский премьер Орбан берет в расчет вовсе не
интересы инвесторов, а внутриполитическую проблематику.

Поддержка партии Fidesz, как показывают опросы общественного мнения,
сократилась более чем вдвое, с 50% в ноябре 2010 года до 18% в июне этого
года. Лондонскими экономическими экспертами было высказано мнение, что заем
МВФ является последней возможностью венгерского премьера усилить экономику и
улучшить его шансы на переизбрание в 2014 году. Затягивание переговоров или
их срыв только увеличивают риск дефолта Венгрии в 2013-2014 годах. Таким
образом, МВФ стоит перед дилеммой: профинансировать дунайского Виктатора или
же из чувства демократических ценностей отказать ему. Правда, провал
экономической политики Fidesz еще не означает гарантированное поражение этой
партии на предстоящих выборах. Fidesz в настоящее время нет очевидной
политической альтернативы кроме, как возможной перспективы стать первой для
Jobbik. Социалисты сейчас выглядят плохо на политической арене Венгрии.
Кроме того, в СМИ Запада утверждается, что Европейскому Союзу хватает
проблем, кроме Венгрии. Последнее обстоятельство заставляет думать, что
кредит Венгрии МВФ все-таки выделит. Но платой за это станут упорные
переговоры, унизительные для Венгрии уступки и напряжение, в котором ЕС и
МВФ собираются держать венгерское правительство в ближайшие месяцы.

Обращение Венгрии за финансовой помощью к МВФ отчетливо демонстрирует в
условиях кризиса существование в Европейском Союзе групп государств с разным
статусом. В еврозоне порядки одни, вне ее - другие. И, чем собственно
отличается Венгрия от соседней Сербии, которая также собирается осенью
обращаться к МВФ? Только тем, что санкцию на это Венгрия несколько месяцев
получала в Брюсселе. Сербии этого делать не нужно, поскольку пока она
суверенна. Случай с Венгрией показывает, что существующая по соседству в
еврозоне "солидарность" на эту страну сейчас не распространяется. А,
следовательно, и солидарность эта, продемонстрированная на днях по отношению
к Испании, явление вынужденное, обусловленное взаимным интересом в еврозоне.

Для справки. Прогнозируемый прирост ВВП в 2012 году в Венгрии составит минус
0,1%. На 2013 год прогнозируют прирост ВВП 1,8%, но это не очевидно. В
первый квартал 2012 года государственный долг Венгрии составил 22.399 млрд.
форинтов, что составляет 79% ВВП Венгрии. Инфляция сейчас имеет самый
высокий уровень в ЕС - 5,6%. Ситуация на рынке труда уже третий год
стагнирует. Зарегистрированная безработица в Венгрии составляет 10,9%. Это
близко к среднему показателю по ЕС - 10,3%. Минимальная зарплата в Венгрии
составляет 93 тыс. форинтов (€320), при средней по стране -134 тыс.
форинтов, a в конкурентной сфере - 144 тыс. форинтов.






--------------------------------------
* Венгрия
--------------------------------------

Дмитрий Семушин: Не удостоившись европейской "солидарности", Венгрия
возвращается к МВФ /01:28/
http://www.regnum.ru/news/1555241.html

ИА REGNUM, 26 июля: "Если МВФ вернется, я уйду", - заявил в ноябре 2011 года
венгерский премьер-министр Виктор Орбан. Но вот МВФ вернулся. 17 июля 2012
года в Будапеште начались и сейчас идут переговоры этой организации с
венгерским правительством, а премьер-министр Виктор Орбан и творец новой
экономической политики Fidesz министр экономики Дьёрдь Матолчи по-прежнему
остаются на своих местах. Как долго в этой стране будет продолжаться
безответственная политика? Впрочем, достижением для Венгрии является уже то,
что безответственная риторика венгерских руководителей в адрес ЕС
прекращена.

Венгрия была первой страной, которая в начале кризиса 2008 года обратилась к
МВФ. Тогда она получила кредит в размере 10,5 млрд. специальных прав
заимствования МВФ ($15,7 млрд.) Антикризисная политика правительства
социалиста Гордона Байнаи создала впечатление, что дела в стране
налаживаются. И в июле 2010 года пришедшее к власти право-центристское
правительство Орбана приняло решение - очередной транш из полученного
кредита не брать, переговоры с МВФ о новом займе дальше не продолжать. Был
провозглашен курс на "самофинансирование". Он был обеспечен в 2011 году
средствами из конфискованных пенсионных фондов, "антикризисными налогами" на
банки, транснациональные торговые сети и телекоммуникационные компании.
Дополнительно весной 2011 года венгерским правительством была принята новая
программа экономии бюджетных средств, получившая название "план Селл
Кальман". И Венгрия в этих обстоятельствах, как представляется, смогла бы
справиться с ситуацией, если бы в 2011 году ее экономика дала прирост ВВП.
Но в ноябре прошлого года стало ясно, что экономика стагнирует,
значительного прироста нет. Вместо 2% венгры смогли достигнуть только 1,7%.
Проблема сбалансированного бюджета за счет средств собственной экономики в
Венгрии решена не была. Возникла потребность в резервном фонде, который бы
стал использоваться для ликвидации возникших диспропорций в экстренном
порядке. Срочно занять денег в Китае, Саудовской Аравии, Сингапуре и Лондоне
у венгерского правительства осенью 2011 года не получилось. Международные
рейтинговые агентства присвоили венгерским ценным бумагам бросовый индекс. В
январе 2011 года стоимость рисков 10-ти летних государственных обязательств
составила "мусорные" 10%. Сейчас после объявления о начале переговоров с МВФ
они снизились до 7,32%, что все же является неприемлемым уровнем для
заимствования. Рынки размещения долгосрочных государственных облигаций
закрылись перед Будапештом. В этих условиях венгерское правительство
вынуждено прибегать к реализации краткосрочных обязательств, что увеличивает
расходы по обслуживанию долга. Нестабильность венгерской валюты в сторону ее
обесценивания автоматически стала увеличивать национальный долг. С осени
2011 года венгерская валюта форинт находилась в крайне нестабильном
положении. Во второй половине прошлого года форинт потерял в цене
относительно евро 15%, а с начала этого года - 9%. Проблему здесь составляют
колебания стоимости венгерской валюты относительно евро в короткие
промежутки времени, связанные с тревожными ожиданиями на бирже. К колебаниям
стоимости венгерской валюты финансовую неустойчивость в условиях нынешнего
кризиса добавляют ошибки в расчетах будущего роста ВВП. Бюджет составляется
на основе завышенных прогнозов. Потом во второй половине года его приходится
корректировать, изыскивая дополнительные источники доходов для покрытия
возникших диспропорций.

Нервозности на рынке Венгрии добавляют рейтинговые агентства. Любое
ухудшение рейтинга ведет к повышению процентных платежей по займам. И,
наоборот, как выяснилось недавно, снижение на 100 базовых пунктов дает
экономию в платежах по процентам в 50 млрд. форинтов (€175 млн.). Венгерская
оппозиция - Венгерская социалистическая партия (MSZP) и вышедшая из нее
партия Демократическая коалиция (DK) в связи с переговорами с МВФ сейчас
критикуют Орбана за то, что переговоры не были начаты раньше. В качестве
аргумента они указывают на опубликованные Венгерским национальным банком
расчеты, которые подтверждают, что семь месяцев проволочки стоили Венгрии
дополнительно 75-100 млрд. форинтов выплат кредиторам. Впрочем, MNB сейчас
играет против правительства. В сложившихся условиях формально независимый от
правительства Венгерский национальный банк явно саботирует меры по регуляции
экономической ситуацию в стране. Уже седьмой месяц с 21 декабря 2011 года
MNB держит учетную ставку на одном высоком для ЕС уровне в 7%, никак не
реагируя на происходящее. Очевидно, что будущее возможное снижение учетной
ставки в Венгрии и будет означать достижение соглашения с МВФ о кредите для
этой страны. О том, что дело с финансами Венгрии обстоит неблагополучно,
свидетельствует в настоящее время самый высокий уровень инфляции в ЕС -
5,6%.

Напомним, что на момент обращения за помощью к МВФ текущий консолидированный
национальный долг Венгрии составил 82% от ВВП или 22,929 млрд. форинтов
(€75,4 млрд.).

17 ноября 2011 года кризис разрешился. Венгерское правительство выкинуло
белый флаг. Страх неизбежного финансового дефолта и заставил венгерское
правительство заговорить о начале переговоров с МВФ.

В этих обстоятельствах венгерское правительство и лично премьер министр
пытались сохранить лицо. Было заявлено, что переговоры с МВФ будут вестись
об установлении "нового типа отношений" с Венгрией. Виктор Орбан сказал, что
заем от МВФ необходим для финансовой стабильности, которая нужна для
осуществления экономической политики роста в Венгрии. Сейчас перед началом
переговоров с МВФ венгерский представитель на них министр без портфеля Михай
Варга заявил, что Венгрия не нуждается в кредите МВФ, но она хочет
гарантировать себя в складывающейся ситуации с европейской экономикой. Варга
высказался в том смысле, что для Венгрии была бы достаточна сумма в €5-6
млрд. для экстренного финансирования возникших проблем. "Если будет рыночный
источник, тогда не нужен новый кредит. Если не будет - в этом случае нужно
использовать кредит", - сказал он.

Первоначально речь шла об относительно небольшой сумме в €4 млрд. Лишь
позднее речь зашла о 15 и даже €20 млрд. После этого начался долгий путь к
текущим переговорам, продолжавшийся 7 месяцев. Начало переговоров было
обусловлено политическими условиями к венгерскому правительству, главным из
которых был отказ от посягательств на контроль за центральным банком страны
- Венгерским национальным банком (MNB). По сведениям открытых источников,
примерно с марта 2011 года резервы MNB перестали расти, что косвенно
свидетельствует о том, что венгерскому правительству удалось добраться до
его кладовых. 24 апреля 2012 года Европейская комиссия сняла свои возражения
против начала переговоров Венгрии с МВФ. Переговоры с МВФ начались, но
только после того, как венгерский парламент внес 6 июля этого года требуемые
от него изменения в закон о центральном банке.

17 июля 2012 года в Будапеште начались переговоры правительства Венгрии с
Международным валютным фондом и Еврокомиссией о предоставлении Венгрии
кредита объемом €15 млрд. Этот первый ознакомительный для МВФ тур
переговоров продлится до 25 июля. Переговоры обещают быть трудными.
Делегацию МВФ возглавляют Танос Арванитис и Ирина Иващенко - глава
представительства этой организации в Венгрии. На переговорах присутствует
представитель ЕС Барбара Кауффманн. Венгерскую делегацию возглавляет министр
без портфеля Михай Варга. Означенный правительственный пост был специально
создан для главы венгерской делегации.

Мнение экспертов относительно возможности соглашения Венгрии с МВФ/ЕС
разделились. Сам глава венгерской делегации Михай Варга назвал конец октября
временем подписания соглашения. Из 12 экспертов агентства Bloomberg на
прошлой неделе четверо считают, что достижение Венгрии соглашения с МВФ
будет достигнуто уже в октябре, шесть указывают на конец года, а еще двое в
расчет принимают более поздний срок - 2013 год. Михай Варга, с этой точки
зрения, таким образом, является оптимистом.

До сих пор неясно, каковы будут требования МВФ к Венгрии в
социально-экономической области. Венгерские власти уже высказали пожелание,
чтобы договор с МВФ не имел секретной части. Венгерское правительство
намерено твердо отстаивать единую шкалу подоходного налога, введенного в
рамках новой экономической политики Fidesz в 2011 году. Орбан принципиально
выступает против возвращения к пропорциональному налоговому обложению.
Больше всего венгры опасаются требования введения налога на недвижимость,
что существенно для населения, проживающего в большей своей части в
собственных домах. Выступающая против соглашения с МВФ венгерская
националистическая партия Jobbik сейчас драматизирует ситуацию именно по
этому направлению. Однако глава венгерской делегации на переговорах с МВФ/ЕС
Варга заранее предупредил, что налог на недвижимость неприемлем.

Как следует из заявлений, венгерское правительство согласно и дальше
повышать налоги на потребление, в частности, НДС, который и так является
самым высоким в ЕС - 27%. Очевидную проблему на переговорах может создать
венгерский налог на банковские транзакции, который был распространен на
Венгерский национальный банк (MNB). Он означает нагрузку на банк в 110-120
млрд. форинтов. Однако венгерские экономисты уже указали на то, что вопрос
не является принципиальным, поскольку означенная сумма составляет 2% бюджета
и может быть заменена доходами из других источников. Во время недельных
переговоров делегация МВФ, сопровождаемая представителем ЕС, запланировала
около 50 встреч с представителями различных учреждений и институтов, включая
MNB, мэрию Будапешта и коммерческие банки. Так, 19 июля переговоры с МВФ
состоялись в мэрии Будапешта с мэром города Иштваном Тарлошом. Одной из
проблем остается убыточность системы общественного транспорта венгерской
столицы, объединенной в крупную государственную компанию Венгрии - BKV. BKV
требует постоянных дотаций. При этом возраст поездов будапештского
метрополитена советского производства составляет уже 40 лет, а автобусов -
25. Очевидно, что компания нуждается в технической модернизации, на что у
государства средств нет. Неудовлетворительно обстоит и доходность в другой
крупнейшей венгерской государственной компании железных дорог - MAV.

В переговорах Венгрии с МВФ настораживает сейчас другое. Аналитики Goldman
Sachs из Лондона по-прежнему считают, что без кредитной программы МВФ,
одобренной ЕС, Венгрия не сможет обслуживать свой долг в иностранной валюте
уже в 2013 году, самое позднее в 2014 году. В связи с этим было высказано
предположение, что кредит МВФ имеет политическую подоплеку для нынешнего
венгерского премьер-министра и лидера партии Fidesz Виктора Орбана. Он якобы
не хочет рисковать кризисом платежного баланса Венгрии перед парламентскими
выборами 2014 года. Т. е. кредит нужен Орбану, чтобы и дальше оставаться у
власти в Венгрии. Лондонский экономист Юрий Крент из IdeaGlobal указал, что
в вопросе получения кредита венгерский премьер Орбан берет в расчет вовсе не
интересы инвесторов, а внутриполитическую проблематику.

Поддержка партии Fidesz, как показывают опросы общественного мнения,
сократилась более чем вдвое, с 50% в ноябре 2010 года до 18% в июне этого
года. Лондонскими экономическими экспертами было высказано мнение, что заем
МВФ является последней возможностью венгерского премьера усилить экономику и
улучшить его шансы на переизбрание в 2014 году. Затягивание переговоров или
их срыв только увеличивают риск дефолта Венгрии в 2013-2014 годах. Таким
образом, МВФ стоит перед дилеммой: профинансировать дунайского Виктатора или
же из чувства демократических ценностей отказать ему. Правда, провал
экономической политики Fidesz еще не означает гарантированное поражение этой
партии на предстоящих выборах. Fidesz в настоящее время нет очевидной
политической альтернативы кроме, как возможной перспективы стать первой для
Jobbik. Социалисты сейчас выглядят плохо на политической арене Венгрии.
Кроме того, в СМИ Запада утверждается, что Европейскому Союзу хватает
проблем, кроме Венгрии. Последнее обстоятельство заставляет думать, что
кредит Венгрии МВФ все-таки выделит. Но платой за это станут упорные
переговоры, унизительные для Венгрии уступки и напряжение, в котором ЕС и
МВФ собираются держать венгерское правительство в ближайшие месяцы.

Обращение Венгрии за финансовой помощью к МВФ отчетливо демонстрирует в
условиях кризиса существование в Европейском Союзе групп государств с разным
статусом. В еврозоне порядки одни, вне ее - другие. И, чем собственно
отличается Венгрия от соседней Сербии, которая также собирается осенью
обращаться к МВФ? Только тем, что санкцию на это Венгрия несколько месяцев
получала в Брюсселе. Сербии этого делать не нужно, поскольку пока она
суверенна. Случай с Венгрией показывает, что существующая по соседству в
еврозоне "солидарность" на эту страну сейчас не распространяется. А,
следовательно, и солидарность эта, продемонстрированная на днях по отношению
к Испании, явление вынужденное, обусловленное взаимным интересом в еврозоне.

Для справки. Прогнозируемый прирост ВВП в 2012 году в Венгрии составит минус
0,1%. На 2013 год прогнозируют прирост ВВП 1,8%, но это не очевидно. В
первый квартал 2012 года государственный долг Венгрии составил 22.399 млрд.
форинтов, что составляет 79% ВВП Венгрии. Инфляция сейчас имеет самый
высокий уровень в ЕС - 5,6%. Ситуация на рынке труда уже третий год
стагнирует. Зарегистрированная безработица в Венгрии составляет 10,9%. Это
близко к среднему показателю по ЕС - 10,3%. Минимальная зарплата в Венгрии
составляет 93 тыс. форинтов (€320), при средней по стране -134 тыс.
форинтов, a в конкурентной сфере - 144 тыс. форинтов.






--------------------------------------
* Другие
--------------------------------------

Дмитрий Семушин: Не удостоившись европейской "солидарности", Венгрия
возвращается к МВФ /01:28/
http://www.regnum.ru/news/1555241.html

ИА REGNUM, 26 июля: "Если МВФ вернется, я уйду", - заявил в ноябре 2011 года
венгерский премьер-министр Виктор Орбан. Но вот МВФ вернулся. 17 июля 2012
года в Будапеште начались и сейчас идут переговоры этой организации с
венгерским правительством, а премьер-министр Виктор Орбан и творец новой
экономической политики Fidesz министр экономики Дьёрдь Матолчи по-прежнему
остаются на своих местах. Как долго в этой стране будет продолжаться
безответственная политика? Впрочем, достижением для Венгрии является уже то,
что безответственная риторика венгерских руководителей в адрес ЕС
прекращена.

Венгрия была первой страной, которая в начале кризиса 2008 года обратилась к
МВФ. Тогда она получила кредит в размере 10,5 млрд. специальных прав
заимствования МВФ ($15,7 млрд.) Антикризисная политика правительства
социалиста Гордона Байнаи создала впечатление, что дела в стране
налаживаются. И в июле 2010 года пришедшее к власти право-центристское
правительство Орбана приняло решение - очередной транш из полученного
кредита не брать, переговоры с МВФ о новом займе дальше не продолжать. Был
провозглашен курс на "самофинансирование". Он был обеспечен в 2011 году
средствами из конфискованных пенсионных фондов, "антикризисными налогами" на
банки, транснациональные торговые сети и телекоммуникационные компании.
Дополнительно весной 2011 года венгерским правительством была принята новая
программа экономии бюджетных средств, получившая название "план Селл
Кальман". И Венгрия в этих обстоятельствах, как представляется, смогла бы
справиться с ситуацией, если бы в 2011 году ее экономика дала прирост ВВП.
Но в ноябре прошлого года стало ясно, что экономика стагнирует,
значительного прироста нет. Вместо 2% венгры смогли достигнуть только 1,7%.
Проблема сбалансированного бюджета за счет средств собственной экономики в
Венгрии решена не была. Возникла потребность в резервном фонде, который бы
стал использоваться для ликвидации возникших диспропорций в экстренном
порядке. Срочно занять денег в Китае, Саудовской Аравии, Сингапуре и Лондоне
у венгерского правительства осенью 2011 года не получилось. Международные
рейтинговые агентства присвоили венгерским ценным бумагам бросовый индекс. В
январе 2011 года стоимость рисков 10-ти летних государственных обязательств
составила "мусорные" 10%. Сейчас после объявления о начале переговоров с МВФ
они снизились до 7,32%, что все же является неприемлемым уровнем для
заимствования. Рынки размещения долгосрочных государственных облигаций
закрылись перед Будапештом. В этих условиях венгерское правительство
вынуждено прибегать к реализации краткосрочных обязательств, что увеличивает
расходы по обслуживанию долга. Нестабильность венгерской валюты в сторону ее
обесценивания автоматически стала увеличивать национальный долг. С осени
2011 года венгерская валюта форинт находилась в крайне нестабильном
положении. Во второй половине прошлого года форинт потерял в цене
относительно евро 15%, а с начала этого года - 9%. Проблему здесь составляют
колебания стоимости венгерской валюты относительно евро в короткие
промежутки времени, связанные с тревожными ожиданиями на бирже. К колебаниям
стоимости венгерской валюты финансовую неустойчивость в условиях нынешнего
кризиса добавляют ошибки в расчетах будущего роста ВВП. Бюджет составляется
на основе завышенных прогнозов. Потом во второй половине года его приходится
корректировать, изыскивая дополнительные источники доходов для покрытия
возникших диспропорций.

Нервозности на рынке Венгрии добавляют рейтинговые агентства. Любое
ухудшение рейтинга ведет к повышению процентных платежей по займам. И,
наоборот, как выяснилось недавно, снижение на 100 базовых пунктов дает
экономию в платежах по процентам в 50 млрд. форинтов (€175 млн.). Венгерская
оппозиция - Венгерская социалистическая партия (MSZP) и вышедшая из нее
партия Демократическая коалиция (DK) в связи с переговорами с МВФ сейчас
критикуют Орбана за то, что переговоры не были начаты раньше. В качестве
аргумента они указывают на опубликованные Венгерским национальным банком
расчеты, которые подтверждают, что семь месяцев проволочки стоили Венгрии
дополнительно 75-100 млрд. форинтов выплат кредиторам. Впрочем, MNB сейчас
играет против правительства. В сложившихся условиях формально независимый от
правительства Венгерский национальный банк явно саботирует меры по регуляции
экономической ситуацию в стране. Уже седьмой месяц с 21 декабря 2011 года
MNB держит учетную ставку на одном высоком для ЕС уровне в 7%, никак не
реагируя на происходящее. Очевидно, что будущее возможное снижение учетной
ставки в Венгрии и будет означать достижение соглашения с МВФ о кредите для
этой страны. О том, что дело с финансами Венгрии обстоит неблагополучно,
свидетельствует в настоящее время самый высокий уровень инфляции в ЕС -
5,6%.

Напомним, что на момент обращения за помощью к МВФ текущий консолидированный
национальный долг Венгрии составил 82% от ВВП или 22,929 млрд. форинтов
(€75,4 млрд.).

17 ноября 2011 года кризис разрешился. Венгерское правительство выкинуло
белый флаг. Страх неизбежного финансового дефолта и заставил венгерское
правительство заговорить о начале переговоров с МВФ.

В этих обстоятельствах венгерское правительство и лично премьер министр
пытались сохранить лицо. Было заявлено, что переговоры с МВФ будут вестись
об установлении "нового типа отношений" с Венгрией. Виктор Орбан сказал, что
заем от МВФ необходим для финансовой стабильности, которая нужна для
осуществления экономической политики роста в Венгрии. Сейчас перед началом
переговоров с МВФ венгерский представитель на них министр без портфеля Михай
Варга заявил, что Венгрия не нуждается в кредите МВФ, но она хочет
гарантировать себя в складывающейся ситуации с европейской экономикой. Варга
высказался в том смысле, что для Венгрии была бы достаточна сумма в €5-6
млрд. для экстренного финансирования возникших проблем. "Если будет рыночный
источник, тогда не нужен новый кредит. Если не будет - в этом случае нужно
использовать кредит", - сказал он.

Первоначально речь шла об относительно небольшой сумме в €4 млрд. Лишь
позднее речь зашла о 15 и даже €20 млрд. После этого начался долгий путь к
текущим переговорам, продолжавшийся 7 месяцев. Начало переговоров было
обусловлено политическими условиями к венгерскому правительству, главным из
которых был отказ от посягательств на контроль за центральным банком страны
- Венгерским национальным банком (MNB). По сведениям открытых источников,
примерно с марта 2011 года резервы MNB перестали расти, что косвенно
свидетельствует о том, что венгерскому правительству удалось добраться до
его кладовых. 24 апреля 2012 года Европейская комиссия сняла свои возражения
против начала переговоров Венгрии с МВФ. Переговоры с МВФ начались, но
только после того, как венгерский парламент внес 6 июля этого года требуемые
от него изменения в закон о центральном банке.

17 июля 2012 года в Будапеште начались переговоры правительства Венгрии с
Международным валютным фондом и Еврокомиссией о предоставлении Венгрии
кредита объемом €15 млрд. Этот первый ознакомительный для МВФ тур
переговоров продлится до 25 июля. Переговоры обещают быть трудными.
Делегацию МВФ возглавляют Танос Арванитис и Ирина Иващенко - глава
представительства этой организации в Венгрии. На переговорах присутствует
представитель ЕС Барбара Кауффманн. Венгерскую делегацию возглавляет министр
без портфеля Михай Варга. Означенный правительственный пост был специально
создан для главы венгерской делегации.

Мнение экспертов относительно возможности соглашения Венгрии с МВФ/ЕС
разделились. Сам глава венгерской делегации Михай Варга назвал конец октября
временем подписания соглашения. Из 12 экспертов агентства Bloomberg на
прошлой неделе четверо считают, что достижение Венгрии соглашения с МВФ
будет достигнуто уже в октябре, шесть указывают на конец года, а еще двое в
расчет принимают более поздний срок - 2013 год. Михай Варга, с этой точки
зрения, таким образом, является оптимистом.

До сих пор неясно, каковы будут требования МВФ к Венгрии в
социально-экономической области. Венгерские власти уже высказали пожелание,
чтобы договор с МВФ не имел секретной части. Венгерское правительство
намерено твердо отстаивать единую шкалу подоходного налога, введенного в
рамках новой экономической политики Fidesz в 2011 году. Орбан принципиально
выступает против возвращения к пропорциональному налоговому обложению.
Больше всего венгры опасаются требования введения налога на недвижимость,
что существенно для населения, проживающего в большей своей части в
собственных домах. Выступающая против соглашения с МВФ венгерская
националистическая партия Jobbik сейчас драматизирует ситуацию именно по
этому направлению. Однако глава венгерской делегации на переговорах с МВФ/ЕС
Варга заранее предупредил, что налог на недвижимость неприемлем.

Как следует из заявлений, венгерское правительство согласно и дальше
повышать налоги на потребление, в частности, НДС, который и так является
самым высоким в ЕС - 27%. Очевидную проблему на переговорах может создать
венгерский налог на банковские транзакции, который был распространен на
Венгерский национальный банк (MNB). Он означает нагрузку на банк в 110-120
млрд. форинтов. Однако венгерские экономисты уже указали на то, что вопрос
не является принципиальным, поскольку означенная сумма составляет 2% бюджета
и может быть заменена доходами из других источников. Во время недельных
переговоров делегация МВФ, сопровождаемая представителем ЕС, запланировала
около 50 встреч с представителями различных учреждений и институтов, включая
MNB, мэрию Будапешта и коммерческие банки. Так, 19 июля переговоры с МВФ
состоялись в мэрии Будапешта с мэром города Иштваном Тарлошом. Одной из
проблем остается убыточность системы общественного транспорта венгерской
столицы, объединенной в крупную государственную компанию Венгрии - BKV. BKV
требует постоянных дотаций. При этом возраст поездов будапештского
метрополитена советского производства составляет уже 40 лет, а автобусов -
25. Очевидно, что компания нуждается в технической модернизации, на что у
государства средств нет. Неудовлетворительно обстоит и доходность в другой
крупнейшей венгерской государственной компании железных дорог - MAV.

В переговорах Венгрии с МВФ настораживает сейчас другое. Аналитики Goldman
Sachs из Лондона по-прежнему считают, что без кредитной программы МВФ,
одобренной ЕС, Венгрия не сможет обслуживать свой долг в иностранной валюте
уже в 2013 году, самое позднее в 2014 году. В связи с этим было высказано
предположение, что кредит МВФ имеет политическую подоплеку для нынешнего
венгерского премьер-министра и лидера партии Fidesz Виктора Орбана. Он якобы
не хочет рисковать кризисом платежного баланса Венгрии перед парламентскими
выборами 2014 года. Т. е. кредит нужен Орбану, чтобы и дальше оставаться у
власти в Венгрии. Лондонский экономист Юрий Крент из IdeaGlobal указал, что
в вопросе получения кредита венгерский премьер Орбан берет в расчет вовсе не
интересы инвесторов, а внутриполитическую проблематику.

Поддержка партии Fidesz, как показывают опросы общественного мнения,
сократилась более чем вдвое, с 50% в ноябре 2010 года до 18% в июне этого
года. Лондонскими экономическими экспертами было высказано мнение, что заем
МВФ является последней возможностью венгерского премьера усилить экономику и
улучшить его шансы на переизбрание в 2014 году. Затягивание переговоров или
их срыв только увеличивают риск дефолта Венгрии в 2013-2014 годах. Таким
образом, МВФ стоит перед дилеммой: профинансировать дунайского Виктатора или
же из чувства демократических ценностей отказать ему. Правда, провал
экономической политики Fidesz еще не означает гарантированное поражение этой
партии на предстоящих выборах. Fidesz в настоящее время нет очевидной
политической альтернативы кроме, как возможной перспективы стать первой для
Jobbik. Социалисты сейчас выглядят плохо на политической арене Венгрии.
Кроме того, в СМИ Запада утверждается, что Европейскому Союзу хватает
проблем, кроме Венгрии. Последнее обстоятельство заставляет думать, что
кредит Венгрии МВФ все-таки выделит. Но платой за это станут упорные
переговоры, унизительные для Венгрии уступки и напряжение, в котором ЕС и
МВФ собираются держать венгерское правительство в ближайшие месяцы.

Обращение Венгрии за финансовой помощью к МВФ отчетливо демонстрирует в
условиях кризиса существование в Европейском Союзе групп государств с разным
статусом. В еврозоне порядки одни, вне ее - другие. И, чем собственно
отличается Венгрия от соседней Сербии, которая также собирается осенью
обращаться к МВФ? Только тем, что санкцию на это Венгрия несколько месяцев
получала в Брюсселе. Сербии этого делать не нужно, поскольку пока она
суверенна. Случай с Венгрией показывает, что существующая по соседству в
еврозоне "солидарность" на эту страну сейчас не распространяется. А,
следовательно, и солидарность эта, продемонстрированная на днях по отношению
к Испании, явление вынужденное, обусловленное взаимным интересом в еврозоне.

Для справки. Прогнозируемый прирост ВВП в 2012 году в Венгрии составит минус
0,1%. На 2013 год прогнозируют прирост ВВП 1,8%, но это не очевидно. В
первый квартал 2012 года государственный долг Венгрии составил 22.399 млрд.
форинтов, что составляет 79% ВВП Венгрии. Инфляция сейчас имеет самый
высокий уровень в ЕС - 5,6%. Ситуация на рынке труда уже третий год
стагнирует. Зарегистрированная безработица в Венгрии составляет 10,9%. Это
близко к среднему показателю по ЕС - 10,3%. Минимальная зарплата в Венгрии
составляет 93 тыс. форинтов (€320), при средней по стране -134 тыс.
форинтов, a в конкурентной сфере - 144 тыс. форинтов.




0

Комментариев нет:

Отправить комментарий