среда, 25 июля 2012 г.

Новости REGNUM 26.07.2012, четверг

--------------------------------------
* Белоруссия
--------------------------------------

Сергей Шиптенко: К чему приведёт очередное провышение зарплат в Белоруссии
/02:28/
http://www.regnum.ru/news/1555246.html

ИА REGNUM, 26 июля: Зарплата в 500 долларов в Белоруссии считается неплохой
в "посткризисном" 2012 году: столько зарабатывают высококвалифицированные
менеджеры крупных торговых предприятий Минска, профессура вузов, начальники
отделов и управлений в госорганах. Уровень средней зарплаты в Минске в июне
2012 года Белстатом зафиксирован на уровне чуть менее $580. Однако Минск -
это крупнейший город с самой высокой концентрацией высокооплачиваемых
работников, в областных центрах Белоруссии средняя зарплата заметно ниже.
Например, в Брестской области уровень средней зарплаты не дотягивает и до
$400. По данным Белстата, начисленная средняя заработная плата рабочих и
служащих Белоруссии в июне составила почти 7,80640 млн белорусских рублей,
что составляет примерно $455.

Средняя зарплата - это "средняя температура по больнице", она не даёт
представления о доходах и уровне жизни конкретных категорий населения,
представителей конкретных профессий. Тем не менее, уровень денежных доходов
белоруса в Минске (в долларовом эквиваленте) более чем на порядок ниже, чем
у, например, бельгийца в Брюсселе на менее ответственном рабочем месте. С
учётом стоимости расходов на услуги и товары (даже без поправки на их
качество и ассортимент), а также иных немаловажных факторов можно
предположить, что уровень жизни в Белоруссии и Бельгии в обозримой
перспективе не будет сопоставим, даже если почти сакрализованная отметка в
$500 будет преодолена в два раза и более.

"Но $500 - это самый минимум", - заявил 24 июля Александр Лукашенко в ходе
рабочей встречи с председателем Совмина Белоруссии Михаилом Мясниковичем. Во
время встречи была обсуждена болезненная тема повышения размеров средней
зарплаты по республике до уровня $500 к концу 2012 года. Тема сама по себе
не нова и означенная цифра будоражит общественное мнение не первый год. На
фоне роста потребительских цен пресловутые $500 уже не столь впечатляюще
выглядят, как в выборном 2010 году. С тех пор цены на продовольственные и
непродовольственные товары, а также услуги выросли кратно, чего нельзя
сказать о доходах подавляющего большинства белорусов. На протяжении
последних лет Белоруссия - в мировых лидерах по росту цен.

Столь скромные пожелания ($500) белорусских властей во время ответственной
политической кампании (парламентской), которую Лукашенко назвал экзаменом
для белорусских властей всех уровней, выглядят несколько странно на фоне
оптимистичных сообщений о развитии белорусской экономики и её инвестиционной
привлекательности. Например, о росте валютных поступлений от внешней
торговли товарами и услугами, которые в январе-мае 2012г. достигли небывалой
суммы в $24,9542 млрд (положительное сальдо составило $1,4584 млрд) - такие
данные опубликовал МИД Белоруссии и другие госорганы. Прекрасно продаются
белорусские нефтепродукты (в т.ч. пресловутые "растворители и разбавители"),
цены на калийные удобрения также высоки, белорусское машиностроение
наращивает сбыт, швейцарцы готовятся производить под Минском электрички,
китайцы - строить технопарк, просторы Солнечной системы бороздит спутник с
белорусской маркировкой.

По итогам I полугодия 2012 года, ВВП прирос на 2,9%, профицит счета текущих
операций, по подсчётам Минэкономики Белоруссии, составил около $800 млн с
учётом уплаты "нефтяных" экспортных пошлин в бюджет РФ. Кроме того, по
данным министерства, привлечено $605 млн. прямых иностранных инвестиций на
чистой основе, а в 2013 году запланировано привлечь таковых на сумму $4,5
млрд. Продолжается кредитование со стороны Антикризисного фонда ЕврАзЭС,
снижены бюджетные расходы по ряду социальных статей, существенно сокращено
кредитование реального сектора экономики.

На самом деле $500 - это уровень средней зарплаты в Белоруссии, который
вписывается в концепцию "жизни по средствам". Вполне понятно желание
зарабатывать больше (а ещё лучше - получать), но опыт Молдавии
демонстрирует, что желаний и заверений для этого недостаточно. Повышение
реальных доходов населения возможно лишь в условиях кардинального и быстрого
реформирования системы. Для этого в Белоруссии нет достаточных ресурсов,
поэтому был избран путь осторожной региональной интеграции с постсоветскими
республиками, обладающими солидными сырьевыми ресурсами и потребительским
спросом, также заинтересованными в ограничении доступа на свои рынки
конкурентов извне.

Рост реализации в I полугодии 2012 года на потребительском рынке Белоруссии
импортных продовольственных и непродовольственных товаров нельзя считать
основным фактором, который пошатнёт курс белорусского рубля. Потребительский
импорт (ананасы, плазменные телевизоры и т.д.) - "капля в море"
импортируемых Белоруссией товаров, львиную долю которых составляет т.н.
"промежуточный импорт". Именно на потребительский импорт власти пытались
списать причины финансового кризиса 2011 года, когда курс белорусского рубля
к доллару США в течение полугода (с весны по осень включительно) опускался в
три, четыре и более раз к отметке официального курса на начало года. По
итогам 2011 года состоялась почти трёхкратная девальвация национальной
валюты Белоруссии, чем был поставлен сомнительный мировой рекорд в XXI веке.
Однако руководство республики сделало не все должные выводы из
произошедшего.

В 2012 году по-прежнему продолжалась "борьба с импортом", напоминающая
борьбу китайских маоистов с воробьями. Обвал национальной валюты сделал
импортный товар неконкурентоспособным по сравнению белорусским - менее
ценным по потребительским, но не по стоимостным характеристикам. Аналогичная
картина наблюдалась и в России после последнего кризиса, выход из которого
ознаменовался небывалой эйфорией "квасного патриотизма", бурными продажами
товаров отечественного производства. Такая же ситуация наблюдалась и в
Белоруссии в начале 2012 года: импортёру уже можно было приобрести валюту
для того, чтобы закупить партию импортных чипсов, но продать эту партию -
архисложно ввиду резко снизившейся покупательской способности населения.

Среди причин, по которым властям Белоруссии не следует брать на себя
повышенные обязательства по росту зарплат - рост выплат по внешнему долгу.
Особенно тяжелым в данном отношении будет грядущий 2013 год. Сделав широкий
жест в виде роста социальных выплат в выборном 2012 году (по схеме
президентской кампании 2010 года), власти республики не смогут сделать
аналогичный жест перед внешними кредиторами в 2013 году. Условия для
привлечения дополнительных заимствований в настоящее время неблагоприятные,
остаётся извлекать максимум от сокращения внутреннего спроса и наращивания
экспортных поставок, чем Совмин и озабочен.

Рост валютных поступлений от экспорта придется потратить на обслуживание
внешнего долга и завершение начатых модернизационных проектов. Несомненно,
придётся уделить внимание повышению зарплат бюджетников: бегство от
нищенских зарплат из "силовых" министерств Белоруссии, районных и городских
администраций и т.д. стало вполне нормальным явлением. Квалифицированных
кадров, готовых работать за те же или меньшие деньги врачом в поликлинике,
участковым в райотделе милиции, юристом в местной коммунальной службе,
экономистом в городской администрации - немного, а гости из стран Азии и
Востока не смогут выполнять данные виды работ. Во многом и потому, что в
Белоруссии достаточно жесткое миграционное законодательство. В итоге властям
придётся или увеличивать финансирование социальной сферы, или испытывать
социальную инфраструктуру на пределы прочности. Пока ситуация развивается по
второму сценарию.

Увеличение зарплат не решит социально-экономических проблем Белоруссии.
Необеспеченные деньги вскоре "съест" инфляция". Снижение цен на нефть
повлечёт сжатие спроса на белорусские товары на российском рынке (что
происходило и ранее), а к этому тренду может добавиться сжатие спроса на
белорусские товары и услуги в Евросоюзе. Увеличивая зарплаты, пенсии,
стипендии, правительство должно решить важный вопрос: как сделать так, чтобы
дополнительные средства белорусы потратили не на импорт, а на товары и
услуги белорусского производства?

Без повышения качества белоруской продукции при сохранении достаточно
привлекательной (по сравнению с импортными брендами) цены принудить
белорусов "купляць беларускае" чрезвычайно сложно. У белорусского обывателя
отсутствует должный уровень мотивации для такого патриотического акта. Тем
более, когда руководство республики и приближенный к ним олигархат
демонстрирует прямо противоположное поведение (речь не только о "Боинге"
Туркменбаши, стройке дворца в центре Минска, "царских посёлков" вне
столицы). Кризис доверия к властям - проблема не только политическая, но и
экономическая. Вполне вероятно, что повышенные доходы в "зайчиках" белорусы
сразу же конвертируют в СКВ и импортные товары, памятуя о недавнем кризисе и
более ранних инцидентах.

Существенное улучшение социально-экономической ситуации в республике можно
ожидать от реализации комплекса реформ, однако политическое руководство
республики к этому не вполне готово, ожидая дивидендов от Евразийского
союза. Вступление России в ВТО существенно повлияет на ситуацию на
интегрированном экономическом пространстве России, Белоруссии и Казахстана.
По всей видимости, в Москве и Астане не считают "белорусскую модель"
образцом для ЕЭП или Евразийского союза, о чём было неоднократно заявлено
как на уровне политического руководства, так и на уровне экспертного
сообщества.

Дальнейшая трансформация "белорусской модели" неизбежна, и она будет тем
более болезненной, чем дольше она будет откладываться, сдерживаемая
административными мерами, отрицанием очевидного и необоснованными
ожиданиями. Важным условием успешных преобразований в экономике и социальной
сфере Белоруссии являются реформы в политической сфере, к которым, как
показывает практика, руководство республики не только готово, но и не желает
даже обсуждать их. В итоге сохраняются значительные риски для ведения
бизнеса в республике и инвестирования в её экономику, развития
торгово-экономического и иного сотрудничества с Белоруссией со стороны
зарубежных партнёров. Не случайно эксперты Deutsche Bank и ряда других
зарубежных организаций прямо заявляют о повышенной рискованности реализации
экономических проектов в Белоруссии. С их оценками приходится считаться,
т.к. именно на них ориентируются потенциальные инвесторы, а не на заявления
белорусских чиновников.

Преодолеть негативные тенденции, осложняющие и без того непростую
социально-экономическую ситуацию в Белоруссии, в краткосрочной перспективе
не представляется возможным ввиду тесной взаимосвязи реформирования
политической системы республики с реформами в остальных сферах. Повышение до
конца 2012 года уровня средней заработной платы в Белоруссии до $500 не даст
ощутимого эффекта, но может привести к серьёзным макроэкономическим
осложнениям - такой вывод сделали эксперты Европейского банка реконструкции
и развития в последнем опубликованном отчёте. Что касается политических
дивидендов от повышения зарплат в 2012 году без реальной привязки к росту
производительности труда, то они будут намного скромнее, чем во время
президентской кампании 2010 года. Тогда отсутствовала острая необходимость в
административном повышении зарплат, не наблюдается таковой и в 2012 году.
Однако раздача "предвыборных пряников" - старая добрая традиция, что
особенно важно в обществе с укоренённой политической культурой
патерналистского типа.






--------------------------------------
* Казахстан
--------------------------------------

Сергей Шиптенко: К чему приведёт очередное провышение зарплат в Белоруссии
/02:28/
http://www.regnum.ru/news/1555246.html

ИА REGNUM, 26 июля: Зарплата в 500 долларов в Белоруссии считается неплохой
в "посткризисном" 2012 году: столько зарабатывают высококвалифицированные
менеджеры крупных торговых предприятий Минска, профессура вузов, начальники
отделов и управлений в госорганах. Уровень средней зарплаты в Минске в июне
2012 года Белстатом зафиксирован на уровне чуть менее $580. Однако Минск -
это крупнейший город с самой высокой концентрацией высокооплачиваемых
работников, в областных центрах Белоруссии средняя зарплата заметно ниже.
Например, в Брестской области уровень средней зарплаты не дотягивает и до
$400. По данным Белстата, начисленная средняя заработная плата рабочих и
служащих Белоруссии в июне составила почти 7,80640 млн белорусских рублей,
что составляет примерно $455.

Средняя зарплата - это "средняя температура по больнице", она не даёт
представления о доходах и уровне жизни конкретных категорий населения,
представителей конкретных профессий. Тем не менее, уровень денежных доходов
белоруса в Минске (в долларовом эквиваленте) более чем на порядок ниже, чем
у, например, бельгийца в Брюсселе на менее ответственном рабочем месте. С
учётом стоимости расходов на услуги и товары (даже без поправки на их
качество и ассортимент), а также иных немаловажных факторов можно
предположить, что уровень жизни в Белоруссии и Бельгии в обозримой
перспективе не будет сопоставим, даже если почти сакрализованная отметка в
$500 будет преодолена в два раза и более.

"Но $500 - это самый минимум", - заявил 24 июля Александр Лукашенко в ходе
рабочей встречи с председателем Совмина Белоруссии Михаилом Мясниковичем. Во
время встречи была обсуждена болезненная тема повышения размеров средней
зарплаты по республике до уровня $500 к концу 2012 года. Тема сама по себе
не нова и означенная цифра будоражит общественное мнение не первый год. На
фоне роста потребительских цен пресловутые $500 уже не столь впечатляюще
выглядят, как в выборном 2010 году. С тех пор цены на продовольственные и
непродовольственные товары, а также услуги выросли кратно, чего нельзя
сказать о доходах подавляющего большинства белорусов. На протяжении
последних лет Белоруссия - в мировых лидерах по росту цен.

Столь скромные пожелания ($500) белорусских властей во время ответственной
политической кампании (парламентской), которую Лукашенко назвал экзаменом
для белорусских властей всех уровней, выглядят несколько странно на фоне
оптимистичных сообщений о развитии белорусской экономики и её инвестиционной
привлекательности. Например, о росте валютных поступлений от внешней
торговли товарами и услугами, которые в январе-мае 2012г. достигли небывалой
суммы в $24,9542 млрд (положительное сальдо составило $1,4584 млрд) - такие
данные опубликовал МИД Белоруссии и другие госорганы. Прекрасно продаются
белорусские нефтепродукты (в т.ч. пресловутые "растворители и разбавители"),
цены на калийные удобрения также высоки, белорусское машиностроение
наращивает сбыт, швейцарцы готовятся производить под Минском электрички,
китайцы - строить технопарк, просторы Солнечной системы бороздит спутник с
белорусской маркировкой.

По итогам I полугодия 2012 года, ВВП прирос на 2,9%, профицит счета текущих
операций, по подсчётам Минэкономики Белоруссии, составил около $800 млн с
учётом уплаты "нефтяных" экспортных пошлин в бюджет РФ. Кроме того, по
данным министерства, привлечено $605 млн. прямых иностранных инвестиций на
чистой основе, а в 2013 году запланировано привлечь таковых на сумму $4,5
млрд. Продолжается кредитование со стороны Антикризисного фонда ЕврАзЭС,
снижены бюджетные расходы по ряду социальных статей, существенно сокращено
кредитование реального сектора экономики.

На самом деле $500 - это уровень средней зарплаты в Белоруссии, который
вписывается в концепцию "жизни по средствам". Вполне понятно желание
зарабатывать больше (а ещё лучше - получать), но опыт Молдавии
демонстрирует, что желаний и заверений для этого недостаточно. Повышение
реальных доходов населения возможно лишь в условиях кардинального и быстрого
реформирования системы. Для этого в Белоруссии нет достаточных ресурсов,
поэтому был избран путь осторожной региональной интеграции с постсоветскими
республиками, обладающими солидными сырьевыми ресурсами и потребительским
спросом, также заинтересованными в ограничении доступа на свои рынки
конкурентов извне.

Рост реализации в I полугодии 2012 года на потребительском рынке Белоруссии
импортных продовольственных и непродовольственных товаров нельзя считать
основным фактором, который пошатнёт курс белорусского рубля. Потребительский
импорт (ананасы, плазменные телевизоры и т.д.) - "капля в море"
импортируемых Белоруссией товаров, львиную долю которых составляет т.н.
"промежуточный импорт". Именно на потребительский импорт власти пытались
списать причины финансового кризиса 2011 года, когда курс белорусского рубля
к доллару США в течение полугода (с весны по осень включительно) опускался в
три, четыре и более раз к отметке официального курса на начало года. По
итогам 2011 года состоялась почти трёхкратная девальвация национальной
валюты Белоруссии, чем был поставлен сомнительный мировой рекорд в XXI веке.
Однако руководство республики сделало не все должные выводы из
произошедшего.

В 2012 году по-прежнему продолжалась "борьба с импортом", напоминающая
борьбу китайских маоистов с воробьями. Обвал национальной валюты сделал
импортный товар неконкурентоспособным по сравнению белорусским - менее
ценным по потребительским, но не по стоимостным характеристикам. Аналогичная
картина наблюдалась и в России после последнего кризиса, выход из которого
ознаменовался небывалой эйфорией "квасного патриотизма", бурными продажами
товаров отечественного производства. Такая же ситуация наблюдалась и в
Белоруссии в начале 2012 года: импортёру уже можно было приобрести валюту
для того, чтобы закупить партию импортных чипсов, но продать эту партию -
архисложно ввиду резко снизившейся покупательской способности населения.

Среди причин, по которым властям Белоруссии не следует брать на себя
повышенные обязательства по росту зарплат - рост выплат по внешнему долгу.
Особенно тяжелым в данном отношении будет грядущий 2013 год. Сделав широкий
жест в виде роста социальных выплат в выборном 2012 году (по схеме
президентской кампании 2010 года), власти республики не смогут сделать
аналогичный жест перед внешними кредиторами в 2013 году. Условия для
привлечения дополнительных заимствований в настоящее время неблагоприятные,
остаётся извлекать максимум от сокращения внутреннего спроса и наращивания
экспортных поставок, чем Совмин и озабочен.

Рост валютных поступлений от экспорта придется потратить на обслуживание
внешнего долга и завершение начатых модернизационных проектов. Несомненно,
придётся уделить внимание повышению зарплат бюджетников: бегство от
нищенских зарплат из "силовых" министерств Белоруссии, районных и городских
администраций и т.д. стало вполне нормальным явлением. Квалифицированных
кадров, готовых работать за те же или меньшие деньги врачом в поликлинике,
участковым в райотделе милиции, юристом в местной коммунальной службе,
экономистом в городской администрации - немного, а гости из стран Азии и
Востока не смогут выполнять данные виды работ. Во многом и потому, что в
Белоруссии достаточно жесткое миграционное законодательство. В итоге властям
придётся или увеличивать финансирование социальной сферы, или испытывать
социальную инфраструктуру на пределы прочности. Пока ситуация развивается по
второму сценарию.

Увеличение зарплат не решит социально-экономических проблем Белоруссии.
Необеспеченные деньги вскоре "съест" инфляция". Снижение цен на нефть
повлечёт сжатие спроса на белорусские товары на российском рынке (что
происходило и ранее), а к этому тренду может добавиться сжатие спроса на
белорусские товары и услуги в Евросоюзе. Увеличивая зарплаты, пенсии,
стипендии, правительство должно решить важный вопрос: как сделать так, чтобы
дополнительные средства белорусы потратили не на импорт, а на товары и
услуги белорусского производства?

Без повышения качества белоруской продукции при сохранении достаточно
привлекательной (по сравнению с импортными брендами) цены принудить
белорусов "купляць беларускае" чрезвычайно сложно. У белорусского обывателя
отсутствует должный уровень мотивации для такого патриотического акта. Тем
более, когда руководство республики и приближенный к ним олигархат
демонстрирует прямо противоположное поведение (речь не только о "Боинге"
Туркменбаши, стройке дворца в центре Минска, "царских посёлков" вне
столицы). Кризис доверия к властям - проблема не только политическая, но и
экономическая. Вполне вероятно, что повышенные доходы в "зайчиках" белорусы
сразу же конвертируют в СКВ и импортные товары, памятуя о недавнем кризисе и
более ранних инцидентах.

Существенное улучшение социально-экономической ситуации в республике можно
ожидать от реализации комплекса реформ, однако политическое руководство
республики к этому не вполне готово, ожидая дивидендов от Евразийского
союза. Вступление России в ВТО существенно повлияет на ситуацию на
интегрированном экономическом пространстве России, Белоруссии и Казахстана.
По всей видимости, в Москве и Астане не считают "белорусскую модель"
образцом для ЕЭП или Евразийского союза, о чём было неоднократно заявлено
как на уровне политического руководства, так и на уровне экспертного
сообщества.

Дальнейшая трансформация "белорусской модели" неизбежна, и она будет тем
более болезненной, чем дольше она будет откладываться, сдерживаемая
административными мерами, отрицанием очевидного и необоснованными
ожиданиями. Важным условием успешных преобразований в экономике и социальной
сфере Белоруссии являются реформы в политической сфере, к которым, как
показывает практика, руководство республики не только готово, но и не желает
даже обсуждать их. В итоге сохраняются значительные риски для ведения
бизнеса в республике и инвестирования в её экономику, развития
торгово-экономического и иного сотрудничества с Белоруссией со стороны
зарубежных партнёров. Не случайно эксперты Deutsche Bank и ряда других
зарубежных организаций прямо заявляют о повышенной рискованности реализации
экономических проектов в Белоруссии. С их оценками приходится считаться,
т.к. именно на них ориентируются потенциальные инвесторы, а не на заявления
белорусских чиновников.

Преодолеть негативные тенденции, осложняющие и без того непростую
социально-экономическую ситуацию в Белоруссии, в краткосрочной перспективе
не представляется возможным ввиду тесной взаимосвязи реформирования
политической системы республики с реформами в остальных сферах. Повышение до
конца 2012 года уровня средней заработной платы в Белоруссии до $500 не даст
ощутимого эффекта, но может привести к серьёзным макроэкономическим
осложнениям - такой вывод сделали эксперты Европейского банка реконструкции
и развития в последнем опубликованном отчёте. Что касается политических
дивидендов от повышения зарплат в 2012 году без реальной привязки к росту
производительности труда, то они будут намного скромнее, чем во время
президентской кампании 2010 года. Тогда отсутствовала острая необходимость в
административном повышении зарплат, не наблюдается таковой и в 2012 году.
Однако раздача "предвыборных пряников" - старая добрая традиция, что
особенно важно в обществе с укоренённой политической культурой
патерналистского типа.






--------------------------------------
* Молдавия
--------------------------------------

Сергей Шиптенко: К чему приведёт очередное провышение зарплат в Белоруссии
/02:28/
http://www.regnum.ru/news/1555246.html

ИА REGNUM, 26 июля: Зарплата в 500 долларов в Белоруссии считается неплохой
в "посткризисном" 2012 году: столько зарабатывают высококвалифицированные
менеджеры крупных торговых предприятий Минска, профессура вузов, начальники
отделов и управлений в госорганах. Уровень средней зарплаты в Минске в июне
2012 года Белстатом зафиксирован на уровне чуть менее $580. Однако Минск -
это крупнейший город с самой высокой концентрацией высокооплачиваемых
работников, в областных центрах Белоруссии средняя зарплата заметно ниже.
Например, в Брестской области уровень средней зарплаты не дотягивает и до
$400. По данным Белстата, начисленная средняя заработная плата рабочих и
служащих Белоруссии в июне составила почти 7,80640 млн белорусских рублей,
что составляет примерно $455.

Средняя зарплата - это "средняя температура по больнице", она не даёт
представления о доходах и уровне жизни конкретных категорий населения,
представителей конкретных профессий. Тем не менее, уровень денежных доходов
белоруса в Минске (в долларовом эквиваленте) более чем на порядок ниже, чем
у, например, бельгийца в Брюсселе на менее ответственном рабочем месте. С
учётом стоимости расходов на услуги и товары (даже без поправки на их
качество и ассортимент), а также иных немаловажных факторов можно
предположить, что уровень жизни в Белоруссии и Бельгии в обозримой
перспективе не будет сопоставим, даже если почти сакрализованная отметка в
$500 будет преодолена в два раза и более.

"Но $500 - это самый минимум", - заявил 24 июля Александр Лукашенко в ходе
рабочей встречи с председателем Совмина Белоруссии Михаилом Мясниковичем. Во
время встречи была обсуждена болезненная тема повышения размеров средней
зарплаты по республике до уровня $500 к концу 2012 года. Тема сама по себе
не нова и означенная цифра будоражит общественное мнение не первый год. На
фоне роста потребительских цен пресловутые $500 уже не столь впечатляюще
выглядят, как в выборном 2010 году. С тех пор цены на продовольственные и
непродовольственные товары, а также услуги выросли кратно, чего нельзя
сказать о доходах подавляющего большинства белорусов. На протяжении
последних лет Белоруссия - в мировых лидерах по росту цен.

Столь скромные пожелания ($500) белорусских властей во время ответственной
политической кампании (парламентской), которую Лукашенко назвал экзаменом
для белорусских властей всех уровней, выглядят несколько странно на фоне
оптимистичных сообщений о развитии белорусской экономики и её инвестиционной
привлекательности. Например, о росте валютных поступлений от внешней
торговли товарами и услугами, которые в январе-мае 2012г. достигли небывалой
суммы в $24,9542 млрд (положительное сальдо составило $1,4584 млрд) - такие
данные опубликовал МИД Белоруссии и другие госорганы. Прекрасно продаются
белорусские нефтепродукты (в т.ч. пресловутые "растворители и разбавители"),
цены на калийные удобрения также высоки, белорусское машиностроение
наращивает сбыт, швейцарцы готовятся производить под Минском электрички,
китайцы - строить технопарк, просторы Солнечной системы бороздит спутник с
белорусской маркировкой.

По итогам I полугодия 2012 года, ВВП прирос на 2,9%, профицит счета текущих
операций, по подсчётам Минэкономики Белоруссии, составил около $800 млн с
учётом уплаты "нефтяных" экспортных пошлин в бюджет РФ. Кроме того, по
данным министерства, привлечено $605 млн. прямых иностранных инвестиций на
чистой основе, а в 2013 году запланировано привлечь таковых на сумму $4,5
млрд. Продолжается кредитование со стороны Антикризисного фонда ЕврАзЭС,
снижены бюджетные расходы по ряду социальных статей, существенно сокращено
кредитование реального сектора экономики.

На самом деле $500 - это уровень средней зарплаты в Белоруссии, который
вписывается в концепцию "жизни по средствам". Вполне понятно желание
зарабатывать больше (а ещё лучше - получать), но опыт Молдавии
демонстрирует, что желаний и заверений для этого недостаточно. Повышение
реальных доходов населения возможно лишь в условиях кардинального и быстрого
реформирования системы. Для этого в Белоруссии нет достаточных ресурсов,
поэтому был избран путь осторожной региональной интеграции с постсоветскими
республиками, обладающими солидными сырьевыми ресурсами и потребительским
спросом, также заинтересованными в ограничении доступа на свои рынки
конкурентов извне.

Рост реализации в I полугодии 2012 года на потребительском рынке Белоруссии
импортных продовольственных и непродовольственных товаров нельзя считать
основным фактором, который пошатнёт курс белорусского рубля. Потребительский
импорт (ананасы, плазменные телевизоры и т.д.) - "капля в море"
импортируемых Белоруссией товаров, львиную долю которых составляет т.н.
"промежуточный импорт". Именно на потребительский импорт власти пытались
списать причины финансового кризиса 2011 года, когда курс белорусского рубля
к доллару США в течение полугода (с весны по осень включительно) опускался в
три, четыре и более раз к отметке официального курса на начало года. По
итогам 2011 года состоялась почти трёхкратная девальвация национальной
валюты Белоруссии, чем был поставлен сомнительный мировой рекорд в XXI веке.
Однако руководство республики сделало не все должные выводы из
произошедшего.

В 2012 году по-прежнему продолжалась "борьба с импортом", напоминающая
борьбу китайских маоистов с воробьями. Обвал национальной валюты сделал
импортный товар неконкурентоспособным по сравнению белорусским - менее
ценным по потребительским, но не по стоимостным характеристикам. Аналогичная
картина наблюдалась и в России после последнего кризиса, выход из которого
ознаменовался небывалой эйфорией "квасного патриотизма", бурными продажами
товаров отечественного производства. Такая же ситуация наблюдалась и в
Белоруссии в начале 2012 года: импортёру уже можно было приобрести валюту
для того, чтобы закупить партию импортных чипсов, но продать эту партию -
архисложно ввиду резко снизившейся покупательской способности населения.

Среди причин, по которым властям Белоруссии не следует брать на себя
повышенные обязательства по росту зарплат - рост выплат по внешнему долгу.
Особенно тяжелым в данном отношении будет грядущий 2013 год. Сделав широкий
жест в виде роста социальных выплат в выборном 2012 году (по схеме
президентской кампании 2010 года), власти республики не смогут сделать
аналогичный жест перед внешними кредиторами в 2013 году. Условия для
привлечения дополнительных заимствований в настоящее время неблагоприятные,
остаётся извлекать максимум от сокращения внутреннего спроса и наращивания
экспортных поставок, чем Совмин и озабочен.

Рост валютных поступлений от экспорта придется потратить на обслуживание
внешнего долга и завершение начатых модернизационных проектов. Несомненно,
придётся уделить внимание повышению зарплат бюджетников: бегство от
нищенских зарплат из "силовых" министерств Белоруссии, районных и городских
администраций и т.д. стало вполне нормальным явлением. Квалифицированных
кадров, готовых работать за те же или меньшие деньги врачом в поликлинике,
участковым в райотделе милиции, юристом в местной коммунальной службе,
экономистом в городской администрации - немного, а гости из стран Азии и
Востока не смогут выполнять данные виды работ. Во многом и потому, что в
Белоруссии достаточно жесткое миграционное законодательство. В итоге властям
придётся или увеличивать финансирование социальной сферы, или испытывать
социальную инфраструктуру на пределы прочности. Пока ситуация развивается по
второму сценарию.

Увеличение зарплат не решит социально-экономических проблем Белоруссии.
Необеспеченные деньги вскоре "съест" инфляция". Снижение цен на нефть
повлечёт сжатие спроса на белорусские товары на российском рынке (что
происходило и ранее), а к этому тренду может добавиться сжатие спроса на
белорусские товары и услуги в Евросоюзе. Увеличивая зарплаты, пенсии,
стипендии, правительство должно решить важный вопрос: как сделать так, чтобы
дополнительные средства белорусы потратили не на импорт, а на товары и
услуги белорусского производства?

Без повышения качества белоруской продукции при сохранении достаточно
привлекательной (по сравнению с импортными брендами) цены принудить
белорусов "купляць беларускае" чрезвычайно сложно. У белорусского обывателя
отсутствует должный уровень мотивации для такого патриотического акта. Тем
более, когда руководство республики и приближенный к ним олигархат
демонстрирует прямо противоположное поведение (речь не только о "Боинге"
Туркменбаши, стройке дворца в центре Минска, "царских посёлков" вне
столицы). Кризис доверия к властям - проблема не только политическая, но и
экономическая. Вполне вероятно, что повышенные доходы в "зайчиках" белорусы
сразу же конвертируют в СКВ и импортные товары, памятуя о недавнем кризисе и
более ранних инцидентах.

Существенное улучшение социально-экономической ситуации в республике можно
ожидать от реализации комплекса реформ, однако политическое руководство
республики к этому не вполне готово, ожидая дивидендов от Евразийского
союза. Вступление России в ВТО существенно повлияет на ситуацию на
интегрированном экономическом пространстве России, Белоруссии и Казахстана.
По всей видимости, в Москве и Астане не считают "белорусскую модель"
образцом для ЕЭП или Евразийского союза, о чём было неоднократно заявлено
как на уровне политического руководства, так и на уровне экспертного
сообщества.

Дальнейшая трансформация "белорусской модели" неизбежна, и она будет тем
более болезненной, чем дольше она будет откладываться, сдерживаемая
административными мерами, отрицанием очевидного и необоснованными
ожиданиями. Важным условием успешных преобразований в экономике и социальной
сфере Белоруссии являются реформы в политической сфере, к которым, как
показывает практика, руководство республики не только готово, но и не желает
даже обсуждать их. В итоге сохраняются значительные риски для ведения
бизнеса в республике и инвестирования в её экономику, развития
торгово-экономического и иного сотрудничества с Белоруссией со стороны
зарубежных партнёров. Не случайно эксперты Deutsche Bank и ряда других
зарубежных организаций прямо заявляют о повышенной рискованности реализации
экономических проектов в Белоруссии. С их оценками приходится считаться,
т.к. именно на них ориентируются потенциальные инвесторы, а не на заявления
белорусских чиновников.

Преодолеть негативные тенденции, осложняющие и без того непростую
социально-экономическую ситуацию в Белоруссии, в краткосрочной перспективе
не представляется возможным ввиду тесной взаимосвязи реформирования
политической системы республики с реформами в остальных сферах. Повышение до
конца 2012 года уровня средней заработной платы в Белоруссии до $500 не даст
ощутимого эффекта, но может привести к серьёзным макроэкономическим
осложнениям - такой вывод сделали эксперты Европейского банка реконструкции
и развития в последнем опубликованном отчёте. Что касается политических
дивидендов от повышения зарплат в 2012 году без реальной привязки к росту
производительности труда, то они будут намного скромнее, чем во время
президентской кампании 2010 года. Тогда отсутствовала острая необходимость в
административном повышении зарплат, не наблюдается таковой и в 2012 году.
Однако раздача "предвыборных пряников" - старая добрая традиция, что
особенно важно в обществе с укоренённой политической культурой
патерналистского типа.






--------------------------------------
* Россия / Общефедеральные
--------------------------------------

Сергей Шиптенко: К чему приведёт очередное провышение зарплат в Белоруссии
/02:28/
http://www.regnum.ru/news/1555246.html

ИА REGNUM, 26 июля: Зарплата в 500 долларов в Белоруссии считается неплохой
в "посткризисном" 2012 году: столько зарабатывают высококвалифицированные
менеджеры крупных торговых предприятий Минска, профессура вузов, начальники
отделов и управлений в госорганах. Уровень средней зарплаты в Минске в июне
2012 года Белстатом зафиксирован на уровне чуть менее $580. Однако Минск -
это крупнейший город с самой высокой концентрацией высокооплачиваемых
работников, в областных центрах Белоруссии средняя зарплата заметно ниже.
Например, в Брестской области уровень средней зарплаты не дотягивает и до
$400. По данным Белстата, начисленная средняя заработная плата рабочих и
служащих Белоруссии в июне составила почти 7,80640 млн белорусских рублей,
что составляет примерно $455.

Средняя зарплата - это "средняя температура по больнице", она не даёт
представления о доходах и уровне жизни конкретных категорий населения,
представителей конкретных профессий. Тем не менее, уровень денежных доходов
белоруса в Минске (в долларовом эквиваленте) более чем на порядок ниже, чем
у, например, бельгийца в Брюсселе на менее ответственном рабочем месте. С
учётом стоимости расходов на услуги и товары (даже без поправки на их
качество и ассортимент), а также иных немаловажных факторов можно
предположить, что уровень жизни в Белоруссии и Бельгии в обозримой
перспективе не будет сопоставим, даже если почти сакрализованная отметка в
$500 будет преодолена в два раза и более.

"Но $500 - это самый минимум", - заявил 24 июля Александр Лукашенко в ходе
рабочей встречи с председателем Совмина Белоруссии Михаилом Мясниковичем. Во
время встречи была обсуждена болезненная тема повышения размеров средней
зарплаты по республике до уровня $500 к концу 2012 года. Тема сама по себе
не нова и означенная цифра будоражит общественное мнение не первый год. На
фоне роста потребительских цен пресловутые $500 уже не столь впечатляюще
выглядят, как в выборном 2010 году. С тех пор цены на продовольственные и
непродовольственные товары, а также услуги выросли кратно, чего нельзя
сказать о доходах подавляющего большинства белорусов. На протяжении
последних лет Белоруссия - в мировых лидерах по росту цен.

Столь скромные пожелания ($500) белорусских властей во время ответственной
политической кампании (парламентской), которую Лукашенко назвал экзаменом
для белорусских властей всех уровней, выглядят несколько странно на фоне
оптимистичных сообщений о развитии белорусской экономики и её инвестиционной
привлекательности. Например, о росте валютных поступлений от внешней
торговли товарами и услугами, которые в январе-мае 2012г. достигли небывалой
суммы в $24,9542 млрд (положительное сальдо составило $1,4584 млрд) - такие
данные опубликовал МИД Белоруссии и другие госорганы. Прекрасно продаются
белорусские нефтепродукты (в т.ч. пресловутые "растворители и разбавители"),
цены на калийные удобрения также высоки, белорусское машиностроение
наращивает сбыт, швейцарцы готовятся производить под Минском электрички,
китайцы - строить технопарк, просторы Солнечной системы бороздит спутник с
белорусской маркировкой.

По итогам I полугодия 2012 года, ВВП прирос на 2,9%, профицит счета текущих
операций, по подсчётам Минэкономики Белоруссии, составил около $800 млн с
учётом уплаты "нефтяных" экспортных пошлин в бюджет РФ. Кроме того, по
данным министерства, привлечено $605 млн. прямых иностранных инвестиций на
чистой основе, а в 2013 году запланировано привлечь таковых на сумму $4,5
млрд. Продолжается кредитование со стороны Антикризисного фонда ЕврАзЭС,
снижены бюджетные расходы по ряду социальных статей, существенно сокращено
кредитование реального сектора экономики.

На самом деле $500 - это уровень средней зарплаты в Белоруссии, который
вписывается в концепцию "жизни по средствам". Вполне понятно желание
зарабатывать больше (а ещё лучше - получать), но опыт Молдавии
демонстрирует, что желаний и заверений для этого недостаточно. Повышение
реальных доходов населения возможно лишь в условиях кардинального и быстрого
реформирования системы. Для этого в Белоруссии нет достаточных ресурсов,
поэтому был избран путь осторожной региональной интеграции с постсоветскими
республиками, обладающими солидными сырьевыми ресурсами и потребительским
спросом, также заинтересованными в ограничении доступа на свои рынки
конкурентов извне.

Рост реализации в I полугодии 2012 года на потребительском рынке Белоруссии
импортных продовольственных и непродовольственных товаров нельзя считать
основным фактором, который пошатнёт курс белорусского рубля. Потребительский
импорт (ананасы, плазменные телевизоры и т.д.) - "капля в море"
импортируемых Белоруссией товаров, львиную долю которых составляет т.н.
"промежуточный импорт". Именно на потребительский импорт власти пытались
списать причины финансового кризиса 2011 года, когда курс белорусского рубля
к доллару США в течение полугода (с весны по осень включительно) опускался в
три, четыре и более раз к отметке официального курса на начало года. По
итогам 2011 года состоялась почти трёхкратная девальвация национальной
валюты Белоруссии, чем был поставлен сомнительный мировой рекорд в XXI веке.
Однако руководство республики сделало не все должные выводы из
произошедшего.

В 2012 году по-прежнему продолжалась "борьба с импортом", напоминающая
борьбу китайских маоистов с воробьями. Обвал национальной валюты сделал
импортный товар неконкурентоспособным по сравнению белорусским - менее
ценным по потребительским, но не по стоимостным характеристикам. Аналогичная
картина наблюдалась и в России после последнего кризиса, выход из которого
ознаменовался небывалой эйфорией "квасного патриотизма", бурными продажами
товаров отечественного производства. Такая же ситуация наблюдалась и в
Белоруссии в начале 2012 года: импортёру уже можно было приобрести валюту
для того, чтобы закупить партию импортных чипсов, но продать эту партию -
архисложно ввиду резко снизившейся покупательской способности населения.

Среди причин, по которым властям Белоруссии не следует брать на себя
повышенные обязательства по росту зарплат - рост выплат по внешнему долгу.
Особенно тяжелым в данном отношении будет грядущий 2013 год. Сделав широкий
жест в виде роста социальных выплат в выборном 2012 году (по схеме
президентской кампании 2010 года), власти республики не смогут сделать
аналогичный жест перед внешними кредиторами в 2013 году. Условия для
привлечения дополнительных заимствований в настоящее время неблагоприятные,
остаётся извлекать максимум от сокращения внутреннего спроса и наращивания
экспортных поставок, чем Совмин и озабочен.

Рост валютных поступлений от экспорта придется потратить на обслуживание
внешнего долга и завершение начатых модернизационных проектов. Несомненно,
придётся уделить внимание повышению зарплат бюджетников: бегство от
нищенских зарплат из "силовых" министерств Белоруссии, районных и городских
администраций и т.д. стало вполне нормальным явлением. Квалифицированных
кадров, готовых работать за те же или меньшие деньги врачом в поликлинике,
участковым в райотделе милиции, юристом в местной коммунальной службе,
экономистом в городской администрации - немного, а гости из стран Азии и
Востока не смогут выполнять данные виды работ. Во многом и потому, что в
Белоруссии достаточно жесткое миграционное законодательство. В итоге властям
придётся или увеличивать финансирование социальной сферы, или испытывать
социальную инфраструктуру на пределы прочности. Пока ситуация развивается по
второму сценарию.

Увеличение зарплат не решит социально-экономических проблем Белоруссии.
Необеспеченные деньги вскоре "съест" инфляция". Снижение цен на нефть
повлечёт сжатие спроса на белорусские товары на российском рынке (что
происходило и ранее), а к этому тренду может добавиться сжатие спроса на
белорусские товары и услуги в Евросоюзе. Увеличивая зарплаты, пенсии,
стипендии, правительство должно решить важный вопрос: как сделать так, чтобы
дополнительные средства белорусы потратили не на импорт, а на товары и
услуги белорусского производства?

Без повышения качества белоруской продукции при сохранении достаточно
привлекательной (по сравнению с импортными брендами) цены принудить
белорусов "купляць беларускае" чрезвычайно сложно. У белорусского обывателя
отсутствует должный уровень мотивации для такого патриотического акта. Тем
более, когда руководство республики и приближенный к ним олигархат
демонстрирует прямо противоположное поведение (речь не только о "Боинге"
Туркменбаши, стройке дворца в центре Минска, "царских посёлков" вне
столицы). Кризис доверия к властям - проблема не только политическая, но и
экономическая. Вполне вероятно, что повышенные доходы в "зайчиках" белорусы
сразу же конвертируют в СКВ и импортные товары, памятуя о недавнем кризисе и
более ранних инцидентах.

Существенное улучшение социально-экономической ситуации в республике можно
ожидать от реализации комплекса реформ, однако политическое руководство
республики к этому не вполне готово, ожидая дивидендов от Евразийского
союза. Вступление России в ВТО существенно повлияет на ситуацию на
интегрированном экономическом пространстве России, Белоруссии и Казахстана.
По всей видимости, в Москве и Астане не считают "белорусскую модель"
образцом для ЕЭП или Евразийского союза, о чём было неоднократно заявлено
как на уровне политического руководства, так и на уровне экспертного
сообщества.

Дальнейшая трансформация "белорусской модели" неизбежна, и она будет тем
более болезненной, чем дольше она будет откладываться, сдерживаемая
административными мерами, отрицанием очевидного и необоснованными
ожиданиями. Важным условием успешных преобразований в экономике и социальной
сфере Белоруссии являются реформы в политической сфере, к которым, как
показывает практика, руководство республики не только готово, но и не желает
даже обсуждать их. В итоге сохраняются значительные риски для ведения
бизнеса в республике и инвестирования в её экономику, развития
торгово-экономического и иного сотрудничества с Белоруссией со стороны
зарубежных партнёров. Не случайно эксперты Deutsche Bank и ряда других
зарубежных организаций прямо заявляют о повышенной рискованности реализации
экономических проектов в Белоруссии. С их оценками приходится считаться,
т.к. именно на них ориентируются потенциальные инвесторы, а не на заявления
белорусских чиновников.

Преодолеть негативные тенденции, осложняющие и без того непростую
социально-экономическую ситуацию в Белоруссии, в краткосрочной перспективе
не представляется возможным ввиду тесной взаимосвязи реформирования
политической системы республики с реформами в остальных сферах. Повышение до
конца 2012 года уровня средней заработной платы в Белоруссии до $500 не даст
ощутимого эффекта, но может привести к серьёзным макроэкономическим
осложнениям - такой вывод сделали эксперты Европейского банка реконструкции
и развития в последнем опубликованном отчёте. Что касается политических
дивидендов от повышения зарплат в 2012 году без реальной привязки к росту
производительности труда, то они будут намного скромнее, чем во время
президентской кампании 2010 года. Тогда отсутствовала острая необходимость в
административном повышении зарплат, не наблюдается таковой и в 2012 году.
Однако раздача "предвыборных пряников" - старая добрая традиция, что
особенно важно в обществе с укоренённой политической культурой
патерналистского типа.




0

Комментариев нет:

Отправить комментарий